Концепция «упаковки» (packaging) У. Чейфа (W.Chaife) |
Различаются: то, что передается предложением - сообщаемое (message) Упаковка - оформление предложения, связанное со способом подачи предложения говорящим. Она лишь косвенно определяется содержанием сообщаемого. В нее входят: 1. Старая информация - та, которая, по мнению говорящего А, находится в сознании адресата В в момент говорения А. 2. Фокус контраста - та часть предложения, которая является выделенной вследствие ее противопоставления какому-либо отрывку того же дискурса. Выделяется с помощью грамматических средств (обратный порядок слов) или с помощью интонации и логического ударения. 3. Категория определенности: говорящий считает, что адресат осознает, кем (чем) является упоминаемый в данной ситуации общения объект, и может его идентифицировать. 4. Субъект - то, о чем говорится в предложении, или то, что является отправным пунктом предложения, к которому сообщаются дополнительные сведения в предложении (тематический топик; предложение может иметь более одного тематического топика). 5. Топик - составляющая предложения, устанавливающая и задающая тот понятийный контекст (framework), в котором имеет место выраженная в предложении предикация. 6. Эмпатия - это понятие заимствовано из социальной психологии. Говорящий смотрит на описываемую в предложении ситуацию как бы из-за спины референта (отождествляет себя с референтом, «эмпатизирует» |