Другие модели

Моделирование общения

Это направление компьютерной лингвистики, которое имеет целью представить в формальном виде общение человека с персональным компьютером. Во всех системах обработки естественного языка обязательным должен быть такой компонент, который обеспечивает диалог человека желательно на естественном языке, и это направление по созданию модели общения развивается в рамках одного из направлений искусственного интеллекта – Human-Computer Interaction (HCI). В первую очередь, в рамках этого направления развивается моделирование диалоговых системы. И особый интерес вызывает моделирование системы кооперативных диалогов. Кроме того, ведется исследование по моделированию дискурса и дискур. стратегий.

В настоящее время существует 3 основных модели диалога:
1. диалоговые грамматики
2. методы, основанные на планах
3. методы на базе теории совместного действия.


Диалог грамматики

Исходит из предположения, что в диалоге имеется ряд стандартных реакций, например, по вопрос – ответ и др.

Диалог. грамматика – обычно порождающая грамматика, где терминалами являются сами типы реакций, а нетерминалы описывают разные стадии диалога. Например, открытие/ начало/ реакция и закрытие/ конец. Однако это упрощенные варианты, которые используют в простых интерфейсах.


Модели на планах

Исходят из предположения о том, что каждое высказывание это реализация речевых актов. Причем в обществе люди имеют определенные цели и планируют коммуникацию для достижения этих целей. Основная трудность реализации этого подхода в том, что очень сложно в теории определить сами базовые понятия плана, цели, намерения.


Модели в Теории совместных действий

Рассматривается как процесс, реализуемый всеми его участниками, каждый из которых несет ответ за его продолжение, т.к. от него ожидается реакция. Участник общения должен понять своих партнеров, чему способствует уточнение, вопрос, объяснение и утверждения.

Первой из систем компьютерного моделирования диалога была программа Джосефа Вейценбаума «Элиза» в 1966 году. Он создавалась как учебный образец программы – имитатора речевого поведения.

В Российской компьютерной лингвистике очень подробно про моделирование общения рассказано в книге «Общение с ЭВМ на естественном языке» Е.В. Попова, 1982 год.

Моделирование структуры сюжета

Кроме того, к интересным формальным лингвистическим моделям относят такие, которые разрабатываются в рамках направления моделирования структуры сюжета. Изучение структуры сюжета относится к проблематике компьютерного литературоведения и к проблематике моделирования знаний по аналогии со сценариями действий.

Имеющиеся компьютерные программы моделирования сюжета основываются на трех базовых формализмах его описания:
1. «морфология» сюжета
2. синтаксис сюжета
3. когнитивная сторона сюжета

Морфология сюжета

Идеи о морфологическом устройстве структуры сюжет были выдвинуты в работе В.Л. Тропа о русской волшебной сказки. Он отметил, что при обилии персонажей и событий в сказке, количество функций персонажей ограничено, например, существуют следующие функции: отлучение от дома, обман хорошего человека плохим и т.д. его идеи легли в основу компьютерной программы «Tail», модель порождения сюжета сказки.

Синтаксис сюжета

В этом направлении были разработаны сюжетные грамматики (story grammars). Появились в середине 70-х на базе порождающей грамматики Хомского. В качестве базовых единиц сюжетные грамматики выделяют понятия события, эпизода и установок.

Когнитивный подход

Наиболее перспективный, был представлен в начале 80-хучеником Роберта Шенка В. Ленерт. В рамках работ по созданию компьютерного генератора сюжетов был предложен оригинальный формализм. Сущность подхода заключается в том, что сюжет описывается как последовательная смена когнитивного и эмоционального состояния персонажа, т.е. в самом центре моделирования содержатся характеристики сюжета. Она предлагает до 60 сюжетных единиц для построения модели сюжета. Это направление активно развито в рамках когнитивной лингвистике и используется при моделировании сценариев.