Обучение языку с помощью компьютера

CALL - Computer Assisted Language Learning

В прикладной лингвистике существует раздел теории и методики препода-вания иностранного языка. Существуют различные подходы к обучению ино-странному языку:

1. Грамматико-переводной метод. Главная цель - чтение текстов и их перевод на родной язык и изучение грамматики.

2. Прямой метод обучения иностранным  языкам, сутью которого является отказ от обучения системе, в т.ч. грамматике, т.е. «погружение» человека в языковую среду. На основе его были разработаны аудиолингвальный и аудиовизуальный методы, суть которых предъявление языка через готовые структуры и их заучивание с помощью технических средств. Изучение грамматики здесь - от примеров к правилу.

3. Коммуникативно-ориентированный подход. Суть: отражение речевых намерений человека. (т.е. изучение не тем, а речевых ситуаций-дискурсов, обычно берущихся из практики носителей языка. Предполагая изучение страноведения и особенности коммуникации среди носителей языка.

На основе данных методов разрабатывались различные методические приемы, содержащие элементы того или иного метода, ни один из методов не был доминирующим.

В компьютерной лингвистике сложилась новая технология CALL (см.выше), т.е. технология, которая позволяет объединить существующие методы обучения иностранным языкам и она сейчас является перспективной, т.к. позволяет использовать технологию мультимедиа, которая в полной мере позволяет моделировать среду, имитирующую лингвистическую и коммуникативную реальность, а также активизировать основные методические принципы обучения иностранным языкам, т.е. приобретение навыков аудирования, говорения, чтения и письма. Важным условием успешного применения компьютера при языковом обучении является создание мощных средств поддержки, которые должны состоять из обучения компьютерных курсов, электронных словарей, машинных переводчиков, различного рода справочников, текстовых программ, орфографических систем и т.п. Связующей основой организации CALL - сред может служить Hypertext-технология.

В обучении языку хорошо зарекомендовали себя следующие виды заданий: упражнения типа Close the gap (семантика + грамматика), кроссворды и лексические игры, упражнения на сборку (mix), упражнения с использованием е-почты (создание различных писем или электронных рассказов - maze) word-hunting; упражнения на машинный перевод текстов и их последующую обработку; компьютерный тест различного рода по разделам грамматики с системой оценки; использование стандартных обучающих курсов на CDROM, например фонетических разделов с возможностью записи и распознавания речи.

Наиболее известные в России обучающие компьютерные курсы
Обучающие компьютерные курсы делятся на пользователей различного рода (например дети, деловой английский, фонетический курс и т.п.).
«Reward» - очень хороший уровневый курс, на несколько лет обучения, для взрослых, университетов.
«Профессор Хиггинс - английский без акцента». Считается хорошим фонетическим курсом. Компания БИТ, при участии кембриджского профессионального диктора Билла Шеффарда. Москва.
«Репетитор English» - международный центр, Москва. Одобрен академиком Китайгородской Г.А. Спец. диск - репетитор для взрослых.
«Английский для всех» - мультимедиа курс для школьников
«Euro Plus» - известный за рубежом для студентов изучающих
английский язык. Америка. (систематическое изучение языка 3 года).
«Complete English» - 2 части. бытовой язык + язык для общения. Компьютерный вариант курса Игнатовой.
Алиса в Зазеркалье для детей New Media Generation
Алиса в Стране Чудес

В Интернете можно найти очень много информации по обучению иностранным языкам с помощью компьютерных сред (особенно много на зарубежных сайтах).