Стадиальность в развитии языка

Проблему стадиальности исследовали многие известные ученые-лингвисты. (Гумболдт, Шлегель, Потебня).
Истоки идей стадиальности берут свое начало уже в романтическом языкознании, где присутствовала теория о двух ступенях развития языка. Первая ступень падает на доисторию, является творческим периодом в жизни языка, когда создаются все основные языковые категории, характеризующие его строй. Вторая же ступень охватывает исторический период, в котором происходят изменения, не затрагивающие существенных сторон языка.

Стадиальность в советском языкознании.

В советстком языкознании проблема стадиальности была поставлена Н. Я. Марром, создавшем учение о едином процессе развития языка по стадиям, как отражения единого процесса развития мышления и общественной практики. Марру не удалось сформулировать окончательно ни количество стадий в языке, ни основных критериев для их определения. Зато три ступени в языке показаны им отчетливо - это мышление тотемистическое, мифологическое и понятийное. Его последователи продолжали разработку этой идеи исходя из строя предложения.

Н. И. Мещанинов намечает следующие стадии:

1. активно-мифологическую ( тотемическое мышление. Синтаксически - слово-предложение)
2. активно-пассивную - «мифологический субъект»
3. эргативную (активно-пассивные формы наполняются логическим содержанием)
4. активную (номинативную).

Данная концепция интересна тем, что развитие языка ставится в связь не только с движением мышления, но и общественной практикой. Одновременно в ней заключена попытка представить грамматическую систему для каждой стадии.

Стадиальность по С. Д. Канцельсону.

Канцельсон выделял:
1. стадию слова-предложения с тотемистическим мышлением.
2. стадию эргативную с мифологическим мышлением.
3. стадию номинативную.

Стадиальность с точки зрения Мельникова Г. П.

Мельников Г. П. Считал, что многообразие языков можно разбить на 2 класса - проходящие через аналитические стадии и через синтетические стадии.

Стадиальность в развитии языка с биологической точки зрения.

Эта теория описана К. Поппером.

Считается, что на каждой из 3 стадий язык имеет определенную задачу, определенную биологическую функцию.
1. Низшая стадия развития языка - экспрессивная функция.
2. Средняя стадия - сигнальная функция.
3. Третья стадия - уровень человеческого языка. ( дескриптивная функция).

Следует отметить, что проблема стадиальности существует и по сей день, никто точно не знает, как именно развивался язык, как он эволюционировал. Пока есть только теории и нет единого мнения, поэтому проблема стадиальности остается отчасти открытой.

Сравнительно-историческое языкознание представляет собой область исследований, посвященных группам языков, которые находятся в отношениях родства, т.е. могут быть возведены к одному и тому же генетическому источнику (праязыку, языку-основе) и образуют семьи. О родстве языков говорят тогда, когда между их исконными (не заимствованными путем контактов) значимыми единицами фиксируются строго определенные, регулярные звуковые и семантические соответствия.

Сранительно-историчекое языкознание в основном исходит из идеи о распаде первоначального языкового единства, будь это некий монолитный язык, либо, что белее реально, группа близкородственных диалектов, носители которых могли общаться друг с другом практически без помех. Эта идея является основополагающей для сравнительно-исторического метода, включающего в себя набор приемов и процедур, с помощью которых:

• Доказывается общность происхождения сравниваемых языков, их принадлежность к одной языковой семье, а внутри нее- к одной ветви, группе и т.д.
• Предпринимаются попытки реконструировать систему праязыка(исходного языкового состояния) и его архетипы (систему фонем и просодем, систему словоизменения, систему словообразования, элементы синтаксиса, инвентарь древнейших лексем и морфем), а также реконструировать промежуточные праязыки (промежуточные языковые состояния);
• Прослеживаются процессы самостоятельной диахронической эволюции родственных языков;
• Делаются попытки установить относительную хронологию языковых изменений как в праязыке, так и в восходящих к нему языках;
• Строятся историко-генетические (генеалогические) классификации языков данной семьи ( в виде схем родословного древа).

Формироваться сравнительно-исторический метод начал в первой четверти 19 в.(Франц Бопп,Расмус Кристиан Раск,Якоб Гримм,Александр Христофорович Востоков.) Значительных успехов в реконструкции праязыкового состояния достиг в середине 19 в. Август Шлайхер, который одним из первых предложил схему родословного древа для индоевропейских языков, но уже он сам и тем боле лингвисты следующих поколений стали сомневаться в том, что история родственных языков может быть сведена к последовательности актов распада (дивергенции). А в 70-х гг.Йоханесом Шмидтом была выдвинута волновая теория, в соответствии с которой во внимание должны приниматься и результаты взаимодействия географически соседствующих родственных языков.