Стадиальность в развитии языка |
Проблему стадиальности исследовали многие известные ученые-лингвисты. (Гумболдт, Шлегель, Потебня). Стадиальность в советском языкознании. В советстком языкознании проблема стадиальности была поставлена Н. Я. Марром, создавшем учение о едином процессе развития языка по стадиям, как отражения единого процесса развития мышления и общественной практики. Марру не удалось сформулировать окончательно ни количество стадий в языке, ни основных критериев для их определения. Зато три ступени в языке показаны им отчетливо - это мышление тотемистическое, мифологическое и понятийное. Его последователи продолжали разработку этой идеи исходя из строя предложения. Н. И. Мещанинов намечает следующие стадии: 1. активно-мифологическую ( тотемическое мышление. Синтаксически - слово-предложение) Данная концепция интересна тем, что развитие языка ставится в связь не только с движением мышления, но и общественной практикой. Одновременно в ней заключена попытка представить грамматическую систему для каждой стадии. Стадиальность по С. Д. Канцельсону. Канцельсон выделял: Стадиальность с точки зрения Мельникова Г. П. Мельников Г. П. Считал, что многообразие языков можно разбить на 2 класса - проходящие через аналитические стадии и через синтетические стадии. Стадиальность в развитии языка с биологической точки зрения. Эта теория описана К. Поппером. Считается, что на каждой из 3 стадий язык имеет определенную задачу, определенную биологическую функцию. Следует отметить, что проблема стадиальности существует и по сей день, никто точно не знает, как именно развивался язык, как он эволюционировал. Пока есть только теории и нет единого мнения, поэтому проблема стадиальности остается отчасти открытой. Сравнительно-историческое языкознание представляет собой область исследований, посвященных группам языков, которые находятся в отношениях родства, т.е. могут быть возведены к одному и тому же генетическому источнику (праязыку, языку-основе) и образуют семьи. О родстве языков говорят тогда, когда между их исконными (не заимствованными путем контактов) значимыми единицами фиксируются строго определенные, регулярные звуковые и семантические соответствия. Сранительно-историчекое языкознание в основном исходит из идеи о распаде первоначального языкового единства, будь это некий монолитный язык, либо, что белее реально, группа близкородственных диалектов, носители которых могли общаться друг с другом практически без помех. Эта идея является основополагающей для сравнительно-исторического метода, включающего в себя набор приемов и процедур, с помощью которых: • Доказывается общность происхождения сравниваемых языков, их принадлежность к одной языковой семье, а внутри нее- к одной ветви, группе и т.д. Формироваться сравнительно-исторический метод начал в первой четверти 19 в.(Франц Бопп,Расмус Кристиан Раск,Якоб Гримм,Александр Христофорович Востоков.) Значительных успехов в реконструкции праязыкового состояния достиг в середине 19 в. Август Шлайхер, который одним из первых предложил схему родословного древа для индоевропейских языков, но уже он сам и тем боле лингвисты следующих поколений стали сомневаться в том, что история родственных языков может быть сведена к последовательности актов распада (дивергенции). А в 70-х гг.Йоханесом Шмидтом была выдвинута волновая теория, в соответствии с которой во внимание должны приниматься и результаты взаимодействия географически соседствующих родственных языков. |