Релевантность

В ходе речевой коммуникации участники общения извлекают из памяти, конструируют и обрабатывают изменяющееся множество пропозиций, формирующее основу для интерпретации вновь поступающей информации. Не каждое новое высказывание добавляет пропозицию к общему контексту, некоторые речевые действия, например, запреты или разрешения, наоборот, извлекают пропозицию из контекста, снимают ее.

Интерпретация дискурса не сводима лишь к распознаванию экспликатур, она вовлекает анализ выводов, получаемых в акте взаимодействия нового знания с уже имеющимся.

Контекстуальный эффект (взаимодействие новой информации со старой: контекстуализация).
1) суждение тем релевантнее в некотором контексте, чем больше его контекстуальные эффекты в данном контексте;
2) суждение тем релевантнее в некотором контексте, чем меньше усилия, когнитивно необходимые для его обработки.

Таким образом, высказывание тем релевантнее, чем меньше усилий необходимо для его интерпретации или понимания.